ШАГ 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, уход и износ. Поломки и ремонтопригодность

Модератор: Don Antonio

Аватара пользователя
Don Antonio
Site Admin
Сообщения: 394
Зарегистрирован: 04 авг 2016, 14:34
Реальное имя: Антон
Откуда: Город-герой Ленинград
Контактная информация:

ШАГ 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, уход и износ. Поломки и ремонтопригодность

Сообщение Don Antonio » 25 окт 2016, 19:01

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛНОЕ ИЛИ ИНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ на любом ресурсе, КОПИРОВАНИЕ, ПЕРЕ-ДО-ПИСЫВАНИЕ,
а также ЦИТИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА ©. Разрешаются только ссылки на материал.


ШАГ 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, уход и износ. Поломки и ремонтопригодность

▐▌1. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ (свод действий до первого выхода на склон - как новых, так и старых)
• Вынимаем внутренники из мыльниц, при необходимости постирать гелем "Ушастый нянь" и высушить.
• Весь пластик осматриваем на предмет наличия/подозрения/развития трещин, сколов, задиров, разрывов, порезов и прочего.
• Осматриваем весь металл на предмет трещин, коррозии и скрытых дефектов под коррозией и грязью.
• Осматриваем всю фурнитуру на предмет целостности, правильность сборки всех узлов и весь крепеж особенно.
• В обязательном порядке весь винтовой крепеж протянуть на холоде, и проверить что внутри ничего не торчит и всё гладкое.

▐▌ 2. РЕГУЛЯРНЫЕ ПРОВЕРКИ (после каждого катания и в течении сезона)
После каждого катания по приходу домой:
• появления трещин/разрывов/сколов на мыльницах и фурнитуре, если подозрения на них - мыть и проверять.
• осматривать надлежащее состояние зацепов под дужки, состояние сменных подошв на должную высоту под дужку.
• осматривать все соединения на предмет люфтов. Винтовые соединения на предмет ослабления усилия затяжки.
• если регулярно проверять винтовые соединения, то вы сами поймете что именно и насколько часто надо проверять.
• возьмите за привычку устраивать "пятиминутку" по приходу домой, чтобы узнать о поломках не в момент выезда на гору.
Наблюдение за "больными" местами различных моделей:
• хорошая привычка разглядывать ботинки и крепления на подъемнике, вдруг что-то удидите необычное или критическое.
• хорошая практика смотреть на снаряжение окружающих - тем самым вы не только сделаете доброе дело, но и убережете окружающих от возможных неприятностей. Заодно будете знать как и что чаще случается и быть к этому готовы (в том числе иметь зип и инструмент).


▐▌3. УХОД ЗА ВНУТРЕННИКОМ
как вытаскивать внутренник (после каждого катального дня)
Для облегчения входа и выхода - рекомендуется подобрать оптимальный наклон голенища: вытаскивать так проще, а при всовывании так не будет мешать внутренний язычок мыльницы. Одну руку сжатую в кулак засовываем на место пятки, тыльной стороной ладони к задней части, откидываем (симметричный язык) или отводим на строну (асимметричный язык), затем кулаком упираемся в заднюю стенку и выталкиваем внутренник вверх - вторая рука может помогать за голенище: внутренник мигом выходит. Если тупо тянуть за голенище вверх - можно со временем порвать голенище на заднике (особенно термофлекс) и вообще задолбаться вытаскивать (каждый раз).

Как сушить внутренники (после каждого катального дня)
Не раз сообщалось, что если не вытаскивать внутренник, то конденсат и снег-лед между ним и пластиком не сохнет, начинает в добавок ржаветь фурнитура. А также есть упоминания что даже сушилками не могли за ночь высушить ботинки, не вынимания внутренники. Так вот - внутренники вытаскивать (как описано выше), стельки из их также вытаскивать, снег если есть - вытряхивать. Как сушить? Конечно не на батареях и не на нагревательных приборах, особенно не надо перегревать термоформируемые валенки. Для эффективной сушки достаточно обеспечить в них исключительно циркуляцию воздуха и приток сухого, нагрев не обязателен - хватает комнатной температуры. Также по многим причинам не рекомендуется долго держать мокрыми (да ещё упакованными) - напоминаю про долгие трансферы после дня каталки. Сушить раскрытыми голенища вверх, обеспечивая максимум доступа и в проветриваемом помещении. В сушильных шкафах сохнут долго ввиду повышенной влажности и слабой вентиляции. Перед длительным перерывом в катании (и по завершению сезона) настоятельно рекомендуется не забыть хорошо постирать внутренники в не очень теплой воде.
Сушить можно следующими устройствами: тема с обсуждениями
• сушилки типа "курица" около часа-двух. Варианты проверенные временем: простой/бюджетный или дороже с таймером и ионизатором.
• самодельные сушилки из куллеров компьютеров и трубок - делаются на подобии курицы, но без нагревательного элемента.

Катальные носки (компрессионные)
Очень рекомендуется обзавестись горнолыжными носками (компрессионные, термоноски, катальные носки), можно и сноубордическими - но г/лыжными априори для тесной пластиковой обуви спортсменов. Компрессионные носки выполняют три функции: это термобелье, стимуляция кровообращения и в конце концов комфорт. Чтобы понять разницу, достаточно провести эксперимент: на одну ногу - компрессионный носок, на вторую - обычный. Залезаем в ботинки, застегиваем как обычно и через минут 15-30 быстро вылезаем и снимаем носки: сравниваем ноги на цвет-покраснение и отпечаток текстуры носков. Необходимо иметь две-три пары носков, желательно разной степени утепленности - на морозы и весну. Несколько пар носков позволяет чаще их менять и давать возможность одни сушить - другие катать. Приятно же между утренним-дневным и вечерним катанием одеть сухие носки? Ввиду того что носки длинные - низ термобелья рекомендуется иметь 3/4, чтобы они друг друга не перекрывали и вообще чтобы термобелье не залезало в ботинки: чем меньше швов-стыков-нахлестов, тем меньше нарушение капиллярного кровотечения, а вместе с этим теплее и комфортнее ботинки. При одевании носков и особенно ботинок удиляйте внимание отсутсвию складок на носках и их потенциальному возникновению.

задиры внутренника об мыльницу - способы защиты
Не стоит усердствовать закручивать саморезы переднего сменного адаптера, точнее после закручивания проверить что они не вышли внутри. Естественно внутренник вынут до работы с винтами. И помните, что материал сменных адаптеров чаще мягче самой мыльницы.
Также внутри мыльницы на каждый винт приходится потайные усовые мебельные гайки, не считая заклепок: нежными ручками щупаем внутри мыльницу на предмет того что ничто не острое и не торчит - что будет портить внутренник при его порой ежедневном выстакивании. Если есть сильные потертости на внутреннике - свидетельствует что он гуляет в мыльнице.
Как можно предупреждать износ:
• обрезать все винты, если они длинные
• обтачивать все края винтов и закладных напильниками или шкуркой. Заклеивать скотчем не стоит - конденсат и все дела...
• места износа на внутреннике заделать клеем Момент-кристалл (или иным однокомпонентным полиуретаном)
• места износа на внутреннике заклеить промышленным скотчем (держится прекрасно, особенно если уголки ему закруглить)
• Особенно это касается внутренников с запАхом - на некоторых моделях ботинок края внутренника могут повреждаться об края пластика.

Стирка внутренников
Необходимость стирки я думаю некому не надо объяснять? Хорошо бы хотя бы несколько раз в сезон, хорошо после каталки - чтобы дважды не сушить. Ввиду того внутренники, особенно запекаемые, формируются от тепла - стирать только в холодной воде или чуть теплой (комнатной). Ввиду того что основная грязь внутренников это осевший в них пот - надо обильно полоскать, т.е. много проточной воды. Также не агрессивными средствами. Порошок для ручной стирки или лучше гель "Ушастый нянь". Прополоскать обильно, насыпать внутрь порошка - хорошо взболтать. Повторить до обесцвечивания воды. Дать самостоятельно стечь воде, до использования сушки.

Срок службы внутренников
В основном срок службы зависит от того на сколько ваши ботинки вам велики, есть ли подвижность ноги в ботинке и валенка в мыльнице. Потом уже от интенсивности эксплуатации, агрессивности катания и т.п. К сожалению, о том что ботинки велики многие задумываются после того как понимают что нога гуляет внутри ботинка или пропала былая фиксация ноги в них. Не лишено смысла иметь вторые запасные внутренники, либо не снашивать в хлам все подряд - может быть полезным при катании в горах во внутренниках с выслугой лет иметь вторые запасные.
Термофит Меняют когда перестают устраивать фиксацией ноги. Носят до дыр редко, обычно просто "разбиваются" от несвоего размера или времени. Эти валенки ограничены на подгонку под райдера, а под несколько - тем более.
Термофлекс. В среднем живут 3-5 сезона - у кого и больше, у кого за два года пятка рвется. А кто за полсезона "разбивает" от того что взяли мыльницу слишком большого размера. Именно поэтому так важно для Термофлекса (запекаемых) брать мыльницу не сильно больше ноги. Второй аспект - это амплитудная работа задней ноги и любовь выдергивать внутренники за голенище из мыльницы (не как описано выше), отсутствие усиления задней части: всё это рано или поздно может повлечь разрыв Термофлекса выше пятки. Разрыв внутренника на заднике в районе ахила принимайте как должное и фактически кончину внутренника. Своевременно обнаружение - успеете купить.
Пенозаливные внутренники где-то 1-2 сезона активного катания. Только их везде купишь в горах на смену неожиданно умершему своему.
Горнолыжные внутренники не больше 1-2 сезонов активного катания. Либо раньше, г/лыжные внутренники не рассчитаны на амплитудную работу.


▐▌4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ:
Следите за ногтями, не забывайте регулярно их стричь - помимо возможного дискомфорта, можно отбить пальцы и почернеет/слезет ноготь. Это не шутка. Фактически это уделенение длины ног, но хуже того - это прямой удар по ногтям (мягкие ткани не смягчают)
Термобелье 3/4 отлично сочитается с ботинками. Категорически не допускается заправлять какое-либо термобелье (штаны) в ботинки (внутренники) - закатывайте его вверх, обрезайте (ушивайте) или выбирайте только три четерти (нижний край немного ниже колена или до низа защиты колена). Суть в том, чтобы внутри внутренника всё было гладко и никаких швов, складок и утолщений. Край термобелья это серьезное утолщение, которое может вызывать болезненные ощущения после (вовремя) катания и/или нарушение кровообращения.
Затяжка застежек ботинка
Не стремитесь застегнуть ботинки сразу. Залезайте, но пока собираетесь согрейте их ногами не застегивая: залезая в холодные ботинки и сразу нарушая кровообращение плотной затяжкой - ноги могут мерзнуть на склоне. Одно дело сохранять тепло ног, другое дело согреть замершие ноги. Ну и главное - не стремитесь сразу застегнуть ноги плотно: на первые разминочные спуски чуть слабее затяните, чем обычно. Лучше сделать спокойные первые спуски, размять ноги - чем потом мучиться из-за нарушения кровообращения. Затянуть чуть туже позже - делов то! Зато ноги скажут спасибо. Термофлекс совершенно не требует усиленной затяжки, при которой надо стягивать пластик. Чаще дискомфорт из-за перетянутого ботинка, особенно голенища. Главное чтобы плотно сидела нога в нижней части мыльницы - голенище уже под задачи. Важно помнить, когда вам требуется куда-то сходить пешком - ни в коем случаи не расстегивайте нижние клипсы: быстро отобьете пальцы. Расстегнуть/ослабить голенище - да, можно и нужно: ботинки не такие мягкие для ходьбы. И никогда не заправляйте термобелье в голенища - скажут вам бывалые лыжники.
→ Передняя клипса практически нагрузки не несет, т.е. натяжение с ногой и без - одно.
→ Средняя клипса(ы) отвечают за фиксацию пятки и стопы от подвижности. Т.е. должны фиксировать стопу с расстегнутым голенищем.
→ На голенище главное чтобы нижняя (вторая сверху) была затянута сильнее самой верхней - иначе при сильном сгибе ботинка нижняя клипса/бакля на голенище ослабевает, а верхняя получает ещё большую нагрузку: воспаление надкостницы ваше.

Весь крепеж унифицированный
Крутить винты только именно той битой, какой шлиц - это относится к многообразию крестовых шлицов. Прокатные отвертки обычно PH2 и/или ещё убитые и слизанные старателями. Посему надо иметь свою отвертку, как минимум PZ3 в кармане и под остальные шлицы в сумке.
Группы винтов под один шлиц
Минимизировать разновидности шлицов, ибо меньше надо иметь/искать инструмента. Не пытаться открутить той битой что есть, а реально соответствие. В итоге будет два-три ключа/биты - по одному на каждый диаметр винта. Т.е. унифицировать весь крепеж по возможности.

Особенности закручивания винтов
• Совет по части безобидных винтов сменных языков: никогда не сажать на фиксатор резьбы. Потом провернете закладные...
В то время как винты кантинга UPZ - рекомендуется. Винты на соединении неподвижных деталей - сажать скорее вредно, чем нужно (задолбаетесь позже). Если обратить внимание на новые винты для Интек-пяток то там всего навсего маленькая капелька фиксатора.
Крепление переднего сменного адаптера, если оно без закладной саморезом в пластик - не усердствуйте с закручиванием, особенно самых передних: можете закрутить слишком сильно и они выйдут изнутри во внутренник (после закручивания проверьте рукой).
По части Интек-пяток и отвертки. Когда откручивайте пятки отверткой с короткой битой (нужна PH2) - пользуйтесь длинной битой или удлинителем, а то я в своё время потерял шарик-фиксатор биты, так как шляпки винтов углублены в пятки и шарик оказался внутри. Особенно проверяйте чтобы не ослабли винты адаптера к пятке - иначе расколется адаптер по штырям. Если порвался тросик - двумя отвертками с двух сторон одновременно вдавить штыри. Если порвался задний и бугельный подъемник - поменять тросик на передний.

Коррозия винтов и как пресечь
Влага попадает изнутри и снаружи. Отсюда делаю вывод, что важно обеспечить вентиляцию изнутри (вытаскивать внутренники после каталки) - за два года с обычными пятками все винты как новые без каких-либо мер по защите. Ну и не закручивайте никогда обратно винты с поврежденной резьбой/шлицами и с ржавчиной/окислением и тем более клеем/фиксатором - себя не любить и высверливать.

ЗИП - это залог решения вероятных поломок в поездках
Тут каждый сам решает, никто лучше вас самих не знает как вы катаете и состояние ваших ботинок. Так что ЗИП - то что не найти быстро и легко под рукой, когда случится что-нибудь - к наиболее вероятному рекомендуется подготовиться заранее, чтобы не сорвать катание. Помимо того чтобы иметь нужные детальки, знать как заменить - полезно иметь некоторый инструмент или альтернативные варианты.


_________________________________________________________________________________________________________________________
Быстрые переходы: ВведениеШАГ 1ШАГ 2ШАГ 3ШАГ 4ШАГ 5ШАГ 6ШАГ 7ШАГ 8ШАГ 9 • ШАГ 10 • IIIIII
Выброси мусор... Мусор - это всё, что скрывает от тебя единственное имеющее смысл.
Обучение на "жестком" сноуборде, снаряжение, запчасти для креплений/ботинок.
https://www.youtube.com/user/DonAntonioSPB

Вернуться в «СПРАВОЧНИК по ЖЕСТКИМ БОТИНКАМ - выбор и ответы на вопросы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей