ШАГ 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, уход и износ. Поломки и ремонтопригодность
▐▌1. ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ(свод действий до первого выхода на склон - как новых, так и старых) • Вынимаем внутренники из мыльниц, при необходимости постирать гелем "Ушастый нянь" и высушить. • Весь пластик осматриваем на предмет наличия/подозрения/развития трещин, сколов, задиров, разрывов, порезов и прочего. • Осматриваем весь металл на предмет трещин, коррозии и скрытых дефектов под коррозией и грязью. • Осматриваем всю фурнитуру на предмет целостности, правильность сборки всех узлов и весь крепеж особенно. • В обязательном порядке весь винтовой крепеж протянуть на холоде, и проверить что внутри ничего не торчит и всё гладкое.
▐▌ 2. РЕГУЛЯРНЫЕ ПРОВЕРКИ(после каждого катания и в течении сезона) ▼ После каждого катания по приходу домой: • появления трещин/разрывов/сколов на мыльницах и фурнитуре, если подозрения на них - мыть и проверять. • осматривать надлежащее состояние зацепов под дужки, состояние сменных подошв на должную высоту под дужку. • осматривать все соединения на предмет люфтов. Винтовые соединения на предмет ослабления усилия затяжки. • если регулярно проверять винтовые соединения, то вы сами поймете что именно и насколько часто надо проверять. • возьмите за привычку устраивать "пятиминутку" по приходу домой, чтобы узнать о поломках не в момент выезда на гору. ▼ Наблюдение за "больными" местами различных моделей: • хорошая привычка разглядывать ботинки и крепления на подъемнике, вдруг что-то удидите необычное или критическое. • хорошая практика смотреть на снаряжение окружающих - тем самым вы не только сделаете доброе дело, но и убережете окружающих от возможных неприятностей. Заодно будете знать как и что чаще случается и быть к этому готовы (в том числе иметь зип и инструмент).
▐▌3. УХОД ЗА ВНУТРЕННИКОМ ► как вытаскивать внутренник(после каждого катального дня)
Для облегчения входа и выхода - рекомендуется подобрать оптимальный наклон голенища: вытаскивать так проще, а при всовывании так не будет мешать внутренний язычок мыльницы. Одну руку сжатую в кулак засовываем на место пятки, тыльной стороной ладони к задней части, откидываем (симметричный язык) или отводим на строну (асимметричный язык), затем кулаком упираемся в заднюю стенку и выталкиваем внутренник вверх - вторая рука может помогать за голенище: внутренник мигом выходит. Если тупо тянуть за голенище вверх - можно со временем порвать голенище на заднике (особенно термофлекс) и вообще задолбаться вытаскивать (каждый раз).
► Как сушить внутренники(после каждого катального дня)
Не раз сообщалось, что если не вытаскивать внутренник, то конденсат и снег-лед между ним и пластиком не сохнет, начинает в добавок ржаветь фурнитура. А также есть упоминания что даже сушилками не могли за ночь высушить ботинки, не вынимания внутренники. Так вот - внутренники вытаскивать (как описано выше), стельки из их также вытаскивать, снег если есть - вытряхивать. Как сушить? Конечно не на батареях и не на нагревательных приборах, особенно не надо перегревать термоформируемые валенки. Для эффективной сушки достаточно обеспечить в них исключительно циркуляцию воздуха и приток сухого, нагрев не обязателен - хватает комнатной температуры. Также по многим причинам не рекомендуется долго держать мокрыми (да ещё упакованными) - напоминаю про долгие трансферы после дня каталки. Сушить раскрытыми голенища вверх, обеспечивая максимум доступа и в проветриваемом помещении. В сушильных шкафах сохнут долго ввиду повышенной влажности и слабой вентиляции. Перед длительным перерывом в катании (и по завершению сезона) настоятельно рекомендуется не забыть хорошо постирать внутренники в не очень теплой воде. Сушить можно следующими устройствами:тема с обсуждениями • сушилки типа "курица" около часа-двух. Варианты проверенные временем: простой/бюджетный или дороже с таймером и ионизатором. • самодельные сушилки из куллеров компьютеров и трубок - делаются на подобии курицы, но без нагревательного элемента.
► Катальные носки (компрессионные)
Очень рекомендуется обзавестись горнолыжными носками (компрессионные, термоноски, катальные носки), можно и сноубордическими - но г/лыжными априори для тесной пластиковой обуви спортсменов. Компрессионные носки выполняют три функции: это термобелье, стимуляция кровообращения и в конце концов комфорт. Чтобы понять разницу, достаточно провести эксперимент: на одну ногу - компрессионный носок, на вторую - обычный. Залезаем в ботинки, застегиваем как обычно и через минут 15-30 быстро вылезаем и снимаем носки: сравниваем ноги на цвет-покраснение и отпечаток текстуры носков. Необходимо иметь две-три пары носков, желательно разной степени утепленности - на морозы и весну. Несколько пар носков позволяет чаще их менять и давать возможность одни сушить - другие катать. Приятно же между утренним-дневным и вечерним катанием одеть сухие носки? Ввиду того что носки длинные - низ термобелья рекомендуется иметь 3/4, чтобы они друг друга не перекрывали и вообще чтобы термобелье не залезало в ботинки: чем меньше швов-стыков-нахлестов, тем меньше нарушение капиллярного кровотечения, а вместе с этим теплее и комфортнее ботинки. При одевании носков и особенно ботинок удиляйте внимание отсутсвию складок на носках и их потенциальному возникновению.
► задиры внутренника об мыльницу - способы защиты
Не стоит усердствовать закручивать саморезы переднего сменного адаптера, точнее после закручивания проверить что они не вышли внутри. Естественно внутренник вынут до работы с винтами. И помните, что материал сменных адаптеров чаще мягче самой мыльницы. Также внутри мыльницы на каждый винт приходится потайные усовые мебельные гайки, не считая заклепок: нежными ручками щупаем внутри мыльницу на предмет того что ничто не острое и не торчит - что будет портить внутренник при его порой ежедневном выстакивании. Если есть сильные потертости на внутреннике - свидетельствует что он гуляет в мыльнице. Как можно предупреждать износ: • обрезать все винты, если они длинные • обтачивать все края винтов и закладных напильниками или шкуркой. Заклеивать скотчем не стоит - конденсат и все дела... • места износа на внутреннике заделать клеем Момент-кристалл (или иным однокомпонентным полиуретаном) • места износа на внутреннике заклеить промышленным скотчем (держится прекрасно, особенно если уголки ему закруглить) • Особенно это касается внутренников с запАхом - на некоторых моделях ботинок края внутренника могут повреждаться об края пластика.
► Стирка внутренников
Необходимость стирки я думаю некому не надо объяснять? Хорошо бы хотя бы несколько раз в сезон, хорошо после каталки - чтобы дважды не сушить. Ввиду того внутренники, особенно запекаемые, формируются от тепла - стирать только в холодной воде или чуть теплой (комнатной). Ввиду того что основная грязь внутренников это осевший в них пот - надо обильно полоскать, т.е. много проточной воды. Также не агрессивными средствами. Порошок для ручной стирки или лучше гель "Ушастый нянь". Прополоскать обильно, насыпать внутрь порошка - хорошо взболтать. Повторить до обесцвечивания воды. Дать самостоятельно стечь воде, до использования сушки.
► Срок службы внутренников
В основном срок службы зависит от того на сколько ваши ботинки вам велики, есть ли подвижность ноги в ботинке и валенка в мыльнице. Потом уже от интенсивности эксплуатации, агрессивности катания и т.п. К сожалению, о том что ботинки велики многие задумываются после того как понимают что нога гуляет внутри ботинка или пропала былая фиксация ноги в них. Не лишено смысла иметь вторые запасные внутренники, либо не снашивать в хлам все подряд - может быть полезным при катании в горах во внутренниках с выслугой лет иметь вторые запасные. • Термофит Меняют когда перестают устраивать фиксацией ноги. Носят до дыр редко, обычно просто "разбиваются" от несвоего размера или времени. Эти валенки ограничены на подгонку под райдера, а под несколько - тем более. • Термофлекс. В среднем живут 3-5 сезона - у кого и больше, у кого за два года пятка рвется. А кто за полсезона "разбивает" от того что взяли мыльницу слишком большого размера. Именно поэтому так важно для Термофлекса (запекаемых) брать мыльницу не сильно больше ноги. Второй аспект - это амплитудная работа задней ноги и любовь выдергивать внутренники за голенище из мыльницы (не как описано выше), отсутствие усиления задней части: всё это рано или поздно может повлечь разрыв Термофлекса выше пятки. Разрыв внутренника на заднике в районе ахила принимайте как должное и фактически кончину внутренника. Своевременно обнаружение - успеете купить. • Пенозаливные внутренники где-то 1-2 сезона активного катания. Только их везде купишь в горах на смену неожиданно умершему своему. • Горнолыжные внутренники не больше 1-2 сезонов активного катания. Либо раньше, г/лыжные внутренники не рассчитаны на амплитудную работу.
▐▌4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ: ▼ Следите за ногтями, не забывайте регулярно их стричь - помимо возможного дискомфорта, можно отбить пальцы и почернеет/слезет ноготь. Это не шутка. Фактически это уделенение длины ног, но хуже того - это прямой удар по ногтям (мягкие ткани не смягчают) ▼ Термобелье 3/4 отлично сочитается с ботинками. Категорически не допускается заправлять какое-либо термобелье (штаны) в ботинки (внутренники) - закатывайте его вверх, обрезайте (ушивайте) или выбирайте только три четерти (нижний край немного ниже колена или до низа защиты колена). Суть в том, чтобы внутри внутренника всё было гладко и никаких швов, складок и утолщений. Край термобелья это серьезное утолщение, которое может вызывать болезненные ощущения после (вовремя) катания и/или нарушение кровообращения. ► Затяжка застежек ботинка
Не стремитесь застегнуть ботинки сразу. Залезайте, но пока собираетесь согрейте их ногами не застегивая: залезая в холодные ботинки и сразу нарушая кровообращение плотной затяжкой - ноги могут мерзнуть на склоне. Одно дело сохранять тепло ног, другое дело согреть замершие ноги. Ну и главное - не стремитесь сразу застегнуть ноги плотно: на первые разминочные спуски чуть слабее затяните, чем обычно. Лучше сделать спокойные первые спуски, размять ноги - чем потом мучиться из-за нарушения кровообращения. Затянуть чуть туже позже - делов то! Зато ноги скажут спасибо. Термофлекс совершенно не требует усиленной затяжки, при которой надо стягивать пластик. Чаще дискомфорт из-за перетянутого ботинка, особенно голенища. Главное чтобы плотно сидела нога в нижней части мыльницы - голенище уже под задачи. Важно помнить, когда вам требуется куда-то сходить пешком - ни в коем случаи не расстегивайте нижние клипсы: быстро отобьете пальцы. Расстегнуть/ослабить голенище - да, можно и нужно: ботинки не такие мягкие для ходьбы. И никогда не заправляйте термобелье в голенища - скажут вам бывалые лыжники. → Передняя клипса практически нагрузки не несет, т.е. натяжение с ногой и без - одно. → Средняя клипса(ы) отвечают за фиксацию пятки и стопы от подвижности. Т.е. должны фиксировать стопу с расстегнутым голенищем. → На голенище главное чтобы нижняя (вторая сверху) была затянута сильнее самой верхней - иначе при сильном сгибе ботинка нижняя клипса/бакля на голенище ослабевает, а верхняя получает ещё большую нагрузку: воспаление надкостницы ваше.
► Весь крепеж унифицированный
Крутить винты только именно той битой, какой шлиц - это относится к многообразию крестовых шлицов. Прокатные отвертки обычно PH2 и/или ещё убитые и слизанные старателями. Посему надо иметь свою отвертку, как минимум PZ3 в кармане и под остальные шлицы в сумке. • Группы винтов под один шлиц Минимизировать разновидности шлицов, ибо меньше надо иметь/искать инструмента. Не пытаться открутить той битой что есть, а реально соответствие. В итоге будет два-три ключа/биты - по одному на каждый диаметр винта. Т.е. унифицировать весь крепеж по возможности.
► Особенности закручивания винтов
• Совет по части безобидных винтов сменных языков: никогда не сажать на фиксатор резьбы. Потом провернете закладные... • В то время как винты кантинга UPZ - рекомендуется. Винты на соединении неподвижных деталей - сажать скорее вредно, чем нужно (задолбаетесь позже). Если обратить внимание на новые винты для Интек-пяток то там всего навсего маленькая капелька фиксатора. • Крепление переднего сменного адаптера, если оно без закладной саморезом в пластик - не усердствуйте с закручиванием, особенно самых передних: можете закрутить слишком сильно и они выйдут изнутри во внутренник (после закручивания проверьте рукой). • По части Интек-пяток и отвертки. Когда откручивайте пятки отверткой с короткой битой (нужна PH2) - пользуйтесь длинной битой или удлинителем, а то я в своё время потерял шарик-фиксатор биты, так как шляпки винтов углублены в пятки и шарик оказался внутри. Особенно проверяйте чтобы не ослабли винты адаптера к пятке - иначе расколется адаптер по штырям. Если порвался тросик - двумя отвертками с двух сторон одновременно вдавить штыри. Если порвался задний и бугельный подъемник - поменять тросик на передний.
► Коррозия винтов и как пресечь
Влага попадает изнутри и снаружи. Отсюда делаю вывод, что важно обеспечить вентиляцию изнутри (вытаскивать внутренники после каталки) - за два года с обычными пятками все винты как новые без каких-либо мер по защите. Ну и не закручивайте никогда обратно винты с поврежденной резьбой/шлицами и с ржавчиной/окислением и тем более клеем/фиксатором - себя не любить и высверливать.
► ЗИП - это залог решения вероятных поломок в поездках Тут каждый сам решает, никто лучше вас самих не знает как вы катаете и состояние ваших ботинок. Так что ЗИП - то что не найти быстро и легко под рукой, когда случится что-нибудь - к наиболее вероятному рекомендуется подготовиться заранее, чтобы не сорвать катание. Помимо того чтобы иметь нужные детальки, знать как заменить - полезно иметь некоторый инструмент или альтернативные варианты.
Выброси мусор... Мусор - это всё, что скрывает от тебя единственное имеющее смысл. Обучение на "жестком" сноуборде, снаряжение, запчасти для креплений/ботинок. https://www.youtube.com/user/DonAntonioSPB