F2 - как проверять состояние креплений?
Добавлено: 01 июн 2017, 00:37
КАК ПРОВЕРЯТЬ СОСТОЯНИЕ КРЕПЛЕНИЙ F2?
Средний период беспечной эксплуатации F2 Race Titanium - 2 сезона: потом "неожиданно" созерцаем пистоны, платформы, дужки...
Экспресс-проверка. Прежде чем что-либо крутить, снимать, раскручивать.
Для начала простой тест: хорошо зафиксировав доску - пробуем руками провернуть блоки (платформы) относительно базы.
→ платформы руками не проворачиваются и не показывают к этому склонности - признак только того что винты к базе протянуты;
→ платформы руками проворачиваются, шатаются или люфтят на базах - настоятельно и не откладывая разбирать и осматривать;
→ платформы руками проворачиваются относительно одного винта к базе, вертикальная подвижность - разбирать, а не кататься;
Неправильная сборка
→ Использование внешних отверстий в базах F2 размера S, тупо переставив пистоны - сломаете базы, даже не первые будете...
→ Использование баз и пластиковых накладок размера М с установленными блоками размера L - торчащие платформы без опоры...
→ Неприлегание пластиковых накладок к самим базам из-за попавших между ними центральных уплотнительных колец дисков...
Состояние слайдеров (что это): целостность конструкции (8 мест) и настройки в разумном диапазоне.
→ свисающие с платформ слайдеры или сильно сдвинутые - убираем заведомо "кривые" настройки, в особенности на размере М;
→ отколотые боковые упоры для дужек, в виду того дужка легко может вылететь (т.е. одна нога от доски) - заменяем деталь;
→ чрезмерная продольная подвижность слайдера на платформе говорит о том что раскрутилась гайка на регулировочном винте;
Состояние платформ (что это): попробовать заглянуть с фонариком сбоку между базой и слайдерами, напротив винтов (8 мест).
→ на стенках платформ не видим трещин или её подобия - либо её не увидеть, либо есть сомнения в том что действительно нет;
→ на стенках платформ читается трещина или явное подозрение о её наличии - настоятельно рекомендую разбирать и смотреть;
Состояние дужек (что это): сложно определить визуально, их надо щупать и ощущать резкое изменение фиксации ботинка.
→ при разжимании дужки в стороны ощущается её "ватное" состояние, и то что с одной стороны она заметно более мягкая - скоро;
→ пятка ботинка люфтит в креплении при хорошем натяжении щеколды - либо дужка разогнулась, либо изношенные сменные пятки;
→ в процессе катания ботинок неожиданно стал болтаться, ощутимо слабее затянута щеколда - признак треснутых/выгнутых дужек;
→ визуально вам удалось найти тонкую поперечную линию или ногтем/шилом за что-то зацепиться и увидеть - дужку надо заменить;
Далее задаемся вопросом: сколько сезонов крепления в эксплуатации, кто и как на них катался до вас.
• крепления совсем новые, прикрутил и катаюсь, тест не пройден: вам скорее всего повезло отделаться только протяжкой винтов;
• креплениям около сезона или куплены уже б/у, тест не пройден: снимаем крепления с доски, осматриваем, разбираем, смотрим;
• креплениям два и более сезона, вне зависимости простого теста: вечером/сразу снимаем, разбираем, осматриваем и заменяем;
Данный экспресс-осмотр служит для проверки снаряжения до/после катального дня, чтобы предупредить возможные последствия. Также для тех кто никогда не проверял и не думал проверять крепления на состояние - понять, насколько актуально разбирать вместо каталки или спокойно разобрать вечером после катального дня. Помните, неисправные крепления - это и ваши риски, и угроза для окружающих.
ИТАК, решено снимать крепления с доски.
Вооружаемся отверткой с битой PZ3 и откручиваем крепления с доски. Следим чтобы снег/вода не попала в рабочие закладные и не потерялись винты. Чтобы не терялись винты в не прикрученном состояние - на крепежных дисках есть удобные пластиковые крышки.
▌На креплениях с выслугой и/или с беспечной эксплуатацией на износ можно увидеть хорошо промятые резинки под пистонами:
• это явный признак того что пистоны провернулись и выгнулись об упоры-стопора на базах;
▌Снимаем резинки закрывающие пистоны, чтобы визуально оценить состояние пистонов:
• на лицо подтверждение, что все пистоны провернулись и установлены по верх упоров-стопров;
• на лицо не протянутые винты платформ к базам, потому что именно тогда пистоны проворачиваются;
• на лицо вытянутые пистоны, которые вдавились в отверстия в базах - более чем вероятно что треснули;
Одного взгляда на фото выше достаточно, чтобы идти разбирать крепления для тотальной проверки. Желательно уже имея на руках новые пистоны - замена скорее всего неизбежна. При возврате пистонов в пазы или тем более при перевороте на 180 - высокие риски ещё быстрее сломать пистоны, чем просто протянуть винты и докатать до разборки аккуратно пассивным и плавным катанием без срывов и т.п.
РЕШЕНО, сдвигаем слайдеры для дальнейшего осмотра.
Первое что надо сделать со снятыми с доски креплениями - сдвинуть слайдеры. Подробнее как это сделать - инструкция по разборке.
▌После того как полностью сдвинуты слайдеры легко осматривать платформы на трещины, ещё не откручивая винтов к базе. Трещины появляются чаще всего в аккурат напротив винтов на боковых стенках и уходят под слайдер в центр крепления. Если же вы обнаружили трещину, то хорошо бы платформу заменить на исправную. Даже у сильных и опытных райдеров прямо на ходу разлетались платформы, вероятно от того что долго не осматривали на предмет трещин именно платформы. Трещины бывают на с виду новых креплениях. Подробнее.
▌ Только при сдвинутых слайдерах можно протянуть винты к базе, но раз вы сдвинули слайдеры и есть сомнения о хорошем состоянии пистонов, либо больше сезона (3-4 месяца) их не проверяли - рекомендую потратить ещё 15 минут и проверить более основательно. Если нет времени проверять - открутить только задние пистоны на обоих креплениях и на основе их состояния делать поверхностные выводы.
РЕШЕНО, полностью разбираем крепления для дальнейшей профилактики.
Полная разборка креплений нужна преимущественно для того чтобы объективно осмотреть пистоны и при необходимости заменить. В результате получаем отдельно базы, отдельно пистоны, отдельно блоки. Желательно запомнить, где именно стояли пистоны и блоки.
▌Когда пистоны в руках отдельно от креплений - при хорошем освещении и зрении легко увидеть трещины на внутренней поверхности пистона, прямо на стыке цилиндрической части с основанием. Увидите или не увидите тонкую неровную нить трещины или явную трещину. При сомнении протереть пистон от грязи и вооружиться шилом. Начальное развитие трещины можно обнаружить сильно заранее, чем пистон разлетится. Если треснул один пистон - сразу меняй его соседа в блоке, без всяких если (тем более меняя на новый). Другие тоже скоро уже треснут. Раннее обнаружение развития трещины - дает время найти новые пистоны, продолжая эксплуатацию некоторое время. Разлетевшийся пистон может повлечь за собой поломку платформ, деформацию дужек и/или же что хуже - вашу травму или окружающих.
• Пистоны - это первый нормальный износ/повреждение креплений при должной эксплуатации, согласно наблюдениям это 1.5-2 полноценных сезона.
▌Дужки можно осматривать и вовсе без разборки креплений, но первыми рвут пистоны. Осмотр заключается в визуальном и тактильном обнаружении трещин в районе изгибов. Место образования трещин на задних дужках зависит от модели ботинка. При сомнениях или непонятных царапинах - место зашкурить наждачкой. Трещины - поперечные со стороны малого радиуса. Помимо явно обнаруженной трещины путем пальпации оцениваем "ватность" старой или "упругость" свежей дужки, как и очевидную большую гибкость одной стороны. Насколько часто проверять? Чем чаще - тем лучше: вчера не видели, а на следующий день уже тонкая линия читается. Трещина визуально различима когда она доходит до половины сечения дужки. По странному стечению обстоятельств, у большинства ломающих - ломают в аккурат самое начало третьего сезона. Отсюда общая рекомендация не катать дужки более двух сезонов, менять. Легковесы (менее 70 кг), начинающие пассивно следующие за доской, мало и медленно катающиеся, без динамичного и агрессивного катания, больше сидящие на склоне и в кафе, не вылезающие на нормальные горы и крутяки - у них дужки чаще дольше не рвутся, или успевают продать крепления.
• Дужки - это второй нормальный износ/повреждение креплений при должной эксплуатации, согласно наблюдениям это 2 активных сезона (~300 часов)
▌Раз разобрали крепления полностью - можно спокойно повертеть в руках платформы-слайдеры-дужки (блоки), а также более детально осмотреть все остальное. Ищем трещины и деформации, которые визуально видно когда они есть.
• Платформы - это ненормальные повреждения: по причине неправильной сборки, кривых настроек или запредельных нагрузок;
• Слайдеры - это ненормальное повреждение: по причине ненормальных нагрузок на дужки сверху или при уборках/работе ног;
• Пластиковые накладки поломки явление редкое: кроме размера S - сугубо из-за неправильной сборки и не протянутых винтов;
• Металлические базы редкое явление поломки: масса, неправильная сборка баз S, базы Intec с вырезом, катание в Снеж.коме;
• Пластиковые базы с пластиковыми дисками: нередко ломают пластиковые диски, после чего сами базы - разлетается на ходу;
• Металлические крепежные диски: изредка можно их погнуть, собственно прорези под винтами при полете через нос/втыкании;
• Резиновые уплотнения под пистоны: сроком службы можно пренебречь, по сравнению с тем как часто их теряют или прорезают;
• Центральное резиновое уплотнение: статистики не имею, вспоминаем только когда крепления начали "вдруг" проворачиваться;
• Винты крепления платформ к базам: с стечением времени и коррозии лет могут и сломаться у тех кто меняет дужки, а не крепы;
• Винты монтажные те что к доске: чаще всего слизывают шлицы плохими отвертками, обледенелые шлицы или вовсе их теряют;
▌ Если в ходе разборки не перепутали откуда именно что снимали - нужно провести анализ почему сломали. В большинстве случаев это вполне предсказуемые и закономерные поломки, но каждый случай индивидуален: слишком много разных "если" и аспектов. Выявление причин поможет сделать выводы и предупреждать ваши поломки, а возможно и вовсе их не допускать - если соответствующим образом измените регулировки и сделаете усилие над собой изменить собственную манеру езды. Все нагрузки должны быть в доску, а она - серф.
• анализ ваших поломок может найти закономерность и периодичность, не лишним смотреть что и когда ломают окружающие;
• решение наиболее вероятных поломок - рождает ваш личных ЗИП, а их периодичность - количество тех или иных запчастей;
• проконсультироваться относительно вашей поломки и необходимого ЗИПа можно у меня.
Б/у это лотерея. Одна из особенностей разборки старых креплений - иметь возможность сразу заменить те или иные комплектующие. Например, минимальный набор для Race Titanium, чтобы быстро можно было среагировать не лишая себя дня катания - бесценен. При более масштабном износе ваших креплений уже может встать выбор между покупкой новых креплений или полного обновления ваших новыми запчастями. Крепления после двух сезонов эксплуатации это сущая лотерея сколько они прослужат, не даром их продали и не оставили на запчасти. Надо отдать должное, продавец может даже не подозревать о истинном состоянии креплений.
© Don Antonio,
По мотивам Velvet/Afteparty, 2017
Средний период беспечной эксплуатации F2 Race Titanium - 2 сезона: потом "неожиданно" созерцаем пистоны, платформы, дужки...
Экспресс-проверка. Прежде чем что-либо крутить, снимать, раскручивать.
Для начала простой тест: хорошо зафиксировав доску - пробуем руками провернуть блоки (платформы) относительно базы.
→ платформы руками не проворачиваются и не показывают к этому склонности - признак только того что винты к базе протянуты;
→ платформы руками проворачиваются, шатаются или люфтят на базах - настоятельно и не откладывая разбирать и осматривать;
→ платформы руками проворачиваются относительно одного винта к базе, вертикальная подвижность - разбирать, а не кататься;
Неправильная сборка
→ Использование внешних отверстий в базах F2 размера S, тупо переставив пистоны - сломаете базы, даже не первые будете...
→ Использование баз и пластиковых накладок размера М с установленными блоками размера L - торчащие платформы без опоры...
→ Неприлегание пластиковых накладок к самим базам из-за попавших между ними центральных уплотнительных колец дисков...
Состояние слайдеров (что это): целостность конструкции (8 мест) и настройки в разумном диапазоне.
→ свисающие с платформ слайдеры или сильно сдвинутые - убираем заведомо "кривые" настройки, в особенности на размере М;
→ отколотые боковые упоры для дужек, в виду того дужка легко может вылететь (т.е. одна нога от доски) - заменяем деталь;
→ чрезмерная продольная подвижность слайдера на платформе говорит о том что раскрутилась гайка на регулировочном винте;
Состояние платформ (что это): попробовать заглянуть с фонариком сбоку между базой и слайдерами, напротив винтов (8 мест).
→ на стенках платформ не видим трещин или её подобия - либо её не увидеть, либо есть сомнения в том что действительно нет;
→ на стенках платформ читается трещина или явное подозрение о её наличии - настоятельно рекомендую разбирать и смотреть;
Состояние дужек (что это): сложно определить визуально, их надо щупать и ощущать резкое изменение фиксации ботинка.
→ при разжимании дужки в стороны ощущается её "ватное" состояние, и то что с одной стороны она заметно более мягкая - скоро;
→ пятка ботинка люфтит в креплении при хорошем натяжении щеколды - либо дужка разогнулась, либо изношенные сменные пятки;
→ в процессе катания ботинок неожиданно стал болтаться, ощутимо слабее затянута щеколда - признак треснутых/выгнутых дужек;
→ визуально вам удалось найти тонкую поперечную линию или ногтем/шилом за что-то зацепиться и увидеть - дужку надо заменить;
Далее задаемся вопросом: сколько сезонов крепления в эксплуатации, кто и как на них катался до вас.
• крепления совсем новые, прикрутил и катаюсь, тест не пройден: вам скорее всего повезло отделаться только протяжкой винтов;
• креплениям около сезона или куплены уже б/у, тест не пройден: снимаем крепления с доски, осматриваем, разбираем, смотрим;
• креплениям два и более сезона, вне зависимости простого теста: вечером/сразу снимаем, разбираем, осматриваем и заменяем;
Данный экспресс-осмотр служит для проверки снаряжения до/после катального дня, чтобы предупредить возможные последствия. Также для тех кто никогда не проверял и не думал проверять крепления на состояние - понять, насколько актуально разбирать вместо каталки или спокойно разобрать вечером после катального дня. Помните, неисправные крепления - это и ваши риски, и угроза для окружающих.
ИТАК, решено снимать крепления с доски.
Вооружаемся отверткой с битой PZ3 и откручиваем крепления с доски. Следим чтобы снег/вода не попала в рабочие закладные и не потерялись винты. Чтобы не терялись винты в не прикрученном состояние - на крепежных дисках есть удобные пластиковые крышки.
▌На креплениях с выслугой и/или с беспечной эксплуатацией на износ можно увидеть хорошо промятые резинки под пистонами:
• это явный признак того что пистоны провернулись и выгнулись об упоры-стопора на базах;
▌Снимаем резинки закрывающие пистоны, чтобы визуально оценить состояние пистонов:
• на лицо подтверждение, что все пистоны провернулись и установлены по верх упоров-стопров;
• на лицо не протянутые винты платформ к базам, потому что именно тогда пистоны проворачиваются;
• на лицо вытянутые пистоны, которые вдавились в отверстия в базах - более чем вероятно что треснули;
Одного взгляда на фото выше достаточно, чтобы идти разбирать крепления для тотальной проверки. Желательно уже имея на руках новые пистоны - замена скорее всего неизбежна. При возврате пистонов в пазы или тем более при перевороте на 180 - высокие риски ещё быстрее сломать пистоны, чем просто протянуть винты и докатать до разборки аккуратно пассивным и плавным катанием без срывов и т.п.
РЕШЕНО, сдвигаем слайдеры для дальнейшего осмотра.
Первое что надо сделать со снятыми с доски креплениями - сдвинуть слайдеры. Подробнее как это сделать - инструкция по разборке.
▌После того как полностью сдвинуты слайдеры легко осматривать платформы на трещины, ещё не откручивая винтов к базе. Трещины появляются чаще всего в аккурат напротив винтов на боковых стенках и уходят под слайдер в центр крепления. Если же вы обнаружили трещину, то хорошо бы платформу заменить на исправную. Даже у сильных и опытных райдеров прямо на ходу разлетались платформы, вероятно от того что долго не осматривали на предмет трещин именно платформы. Трещины бывают на с виду новых креплениях. Подробнее.
▌ Только при сдвинутых слайдерах можно протянуть винты к базе, но раз вы сдвинули слайдеры и есть сомнения о хорошем состоянии пистонов, либо больше сезона (3-4 месяца) их не проверяли - рекомендую потратить ещё 15 минут и проверить более основательно. Если нет времени проверять - открутить только задние пистоны на обоих креплениях и на основе их состояния делать поверхностные выводы.
РЕШЕНО, полностью разбираем крепления для дальнейшей профилактики.
Полная разборка креплений нужна преимущественно для того чтобы объективно осмотреть пистоны и при необходимости заменить. В результате получаем отдельно базы, отдельно пистоны, отдельно блоки. Желательно запомнить, где именно стояли пистоны и блоки.
▌Когда пистоны в руках отдельно от креплений - при хорошем освещении и зрении легко увидеть трещины на внутренней поверхности пистона, прямо на стыке цилиндрической части с основанием. Увидите или не увидите тонкую неровную нить трещины или явную трещину. При сомнении протереть пистон от грязи и вооружиться шилом. Начальное развитие трещины можно обнаружить сильно заранее, чем пистон разлетится. Если треснул один пистон - сразу меняй его соседа в блоке, без всяких если (тем более меняя на новый). Другие тоже скоро уже треснут. Раннее обнаружение развития трещины - дает время найти новые пистоны, продолжая эксплуатацию некоторое время. Разлетевшийся пистон может повлечь за собой поломку платформ, деформацию дужек и/или же что хуже - вашу травму или окружающих.
• Пистоны - это первый нормальный износ/повреждение креплений при должной эксплуатации, согласно наблюдениям это 1.5-2 полноценных сезона.
▌Дужки можно осматривать и вовсе без разборки креплений, но первыми рвут пистоны. Осмотр заключается в визуальном и тактильном обнаружении трещин в районе изгибов. Место образования трещин на задних дужках зависит от модели ботинка. При сомнениях или непонятных царапинах - место зашкурить наждачкой. Трещины - поперечные со стороны малого радиуса. Помимо явно обнаруженной трещины путем пальпации оцениваем "ватность" старой или "упругость" свежей дужки, как и очевидную большую гибкость одной стороны. Насколько часто проверять? Чем чаще - тем лучше: вчера не видели, а на следующий день уже тонкая линия читается. Трещина визуально различима когда она доходит до половины сечения дужки. По странному стечению обстоятельств, у большинства ломающих - ломают в аккурат самое начало третьего сезона. Отсюда общая рекомендация не катать дужки более двух сезонов, менять. Легковесы (менее 70 кг), начинающие пассивно следующие за доской, мало и медленно катающиеся, без динамичного и агрессивного катания, больше сидящие на склоне и в кафе, не вылезающие на нормальные горы и крутяки - у них дужки чаще дольше не рвутся, или успевают продать крепления.
• Дужки - это второй нормальный износ/повреждение креплений при должной эксплуатации, согласно наблюдениям это 2 активных сезона (~300 часов)
▌Раз разобрали крепления полностью - можно спокойно повертеть в руках платформы-слайдеры-дужки (блоки), а также более детально осмотреть все остальное. Ищем трещины и деформации, которые визуально видно когда они есть.
• Платформы - это ненормальные повреждения: по причине неправильной сборки, кривых настроек или запредельных нагрузок;
• Слайдеры - это ненормальное повреждение: по причине ненормальных нагрузок на дужки сверху или при уборках/работе ног;
• Пластиковые накладки поломки явление редкое: кроме размера S - сугубо из-за неправильной сборки и не протянутых винтов;
• Металлические базы редкое явление поломки: масса, неправильная сборка баз S, базы Intec с вырезом, катание в Снеж.коме;
• Пластиковые базы с пластиковыми дисками: нередко ломают пластиковые диски, после чего сами базы - разлетается на ходу;
• Металлические крепежные диски: изредка можно их погнуть, собственно прорези под винтами при полете через нос/втыкании;
• Резиновые уплотнения под пистоны: сроком службы можно пренебречь, по сравнению с тем как часто их теряют или прорезают;
• Центральное резиновое уплотнение: статистики не имею, вспоминаем только когда крепления начали "вдруг" проворачиваться;
• Винты крепления платформ к базам: с стечением времени и коррозии лет могут и сломаться у тех кто меняет дужки, а не крепы;
• Винты монтажные те что к доске: чаще всего слизывают шлицы плохими отвертками, обледенелые шлицы или вовсе их теряют;
▌ Если в ходе разборки не перепутали откуда именно что снимали - нужно провести анализ почему сломали. В большинстве случаев это вполне предсказуемые и закономерные поломки, но каждый случай индивидуален: слишком много разных "если" и аспектов. Выявление причин поможет сделать выводы и предупреждать ваши поломки, а возможно и вовсе их не допускать - если соответствующим образом измените регулировки и сделаете усилие над собой изменить собственную манеру езды. Все нагрузки должны быть в доску, а она - серф.
• анализ ваших поломок может найти закономерность и периодичность, не лишним смотреть что и когда ломают окружающие;
• решение наиболее вероятных поломок - рождает ваш личных ЗИП, а их периодичность - количество тех или иных запчастей;
• проконсультироваться относительно вашей поломки и необходимого ЗИПа можно у меня.
Б/у это лотерея. Одна из особенностей разборки старых креплений - иметь возможность сразу заменить те или иные комплектующие. Например, минимальный набор для Race Titanium, чтобы быстро можно было среагировать не лишая себя дня катания - бесценен. При более масштабном износе ваших креплений уже может встать выбор между покупкой новых креплений или полного обновления ваших новыми запчастями. Крепления после двух сезонов эксплуатации это сущая лотерея сколько они прослужат, не даром их продали и не оставили на запчасти. Надо отдать должное, продавец может даже не подозревать о истинном состоянии креплений.
© Don Antonio,
По мотивам Velvet/Afteparty, 2017